КАТА

 

СПИСОК КАТА

БУНКАЙ КАТА

Во всех боевых искусствах Востока одним из самых важных методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера или с партнером. В японских боевых искусствах они носят названиеназывают "ката".

Особое место ката занимают в окинавских боевых искусствах. Это ярко проявляется в неустанном подчеркивании ведущими мастерами необходимости постоянно отрабатывать такие комплексы. Например Мабуни Кэнва, основатель школы Сито-рю, так пишет о ката: "Самое важное - ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно".

Хотя некоторые считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в боевых искусствах. Дело в том, что удары и блоки, падения и броски, техника защиты и нападения чрезвычайно вариабельны, и в поединке все опробовать невозможно. Всего лишь несколько ката - вот что нужно адепту боевых искусств. Исполнять их четко и постоянно чтобы довести до автоматизма: тогда они станут "родными". Тогда прочие ката будут служить лишь расширением познаний или для сравнения. Как бы ни был богат и обширен опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Правильное изучение и отработка одной-двух ката, лучше всего под тщательным контролем Учителя. И когда придет время их применить, то независимо от сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий. Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать одной изважных состовляющих занятий, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему боевому искусству - избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину. Особое значение ката придавалось на острове Окинава, где, судя по воспоминаниям Фунакоси Гитина и других мастеров, они подчас превращались в единственный метод тренировки. При этом, несмотря на полное отсутствие учебных поединков, бойцы на Окинаве добивались высочайшего мастерства в искусстве поединка, что не вызывает ни у кого сомнений.

Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к ката и вера в их эффективность у мастеров боевых искусств? Вопрос этот сложен и в то же время актуален, ведь не секрет, что многие современные рукопашники заявляют о полной непригодности ката для подготовки бойца. Итак, попробуем разбраться в сущности феномена ката. Пожалуй, ключ к его разгадке скрыт в словах, которые часто повторяют мастера боевых искусств: "Ката - это коаны боевых искусств". Они раскрывают значение термина "ката" через сопоставление его с одним из важнейших элементов тренинга в дзэн-буддизме. Для нас это означает необходимость сначала разобраться с сущностью дзэнских коанов, а уже затем, путем сравнения, выявить сущность ката.  Дословное значение термина "коан" (кит. "гуан-ань") - "публичный отчет". Чаньский наставник Чжунфэнь Минбэнь (1263-1323), исходя из этимологии, следующим образом раскрывает значение этого слова: "Гун, или публичный (гласный), - это тот единый путь, которым следовали мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для целого мира. Ань, или отчет (запись), - это ортодоксальные писания, которые фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали (основными) принципами... Слово гун, или "всеобщий", означает, что гун-ань кладут конец частному пониманию; слово ань, или "запись случаев", означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами". Чаньские гун-ань одноименны с гласным судебным разбирательством, которое практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от этого, Чжунфэнь проводил аналогию между работой чиновника, ведущего такое разбирательство, и учением наставника Чань (дзэн). Когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где специальный чиновник на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гун-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную проблему, достичь озарения, он обращается к наставнику, который при помощи гун-ань (то есть записи прецедента "озарения") помогает ему в этом. Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практикующего Дзэн. Хотя коан является описанием вполне конкретной ситуации диалога конкретных лиц (иногда скрытого), он выходит за рамки частного понимания и содержит в себе некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех просветленных мастеров и понимаемое как "абсолютное". Поэтому коан является гарантом достижения просветления в будущем теми, кто будет его практиковать. По словам Чжунфэня, "гун-ань не является частным мнением отдельного человека, а, скорее, Высшим принципом, который признается истинным сотнями и тысячами бодхисаттв трех сфер и десяти направлений так же, как и нами. Этот принцип пребывает в гармонии с духовным источником, совпадает с Непостижимым Смыслом, разрушает рождение-и-смерть и преступает ограниченность страстей. Он не может быть понят посредством логики, он не может быть передан в словах, он не может быть разъяснен в писаниях, он не может быть измерен разумом".

Теперь рассмотрим, что представляют собой ката. Слово "ката" может записываться двумя разными иероглифами, один из которых имеет значения "шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение, традиция", а второй - "форма, вид". Если рассматривать ката как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действительно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы мастерами по ситуациям реальной схватки с несколькими противниками; они фиксируют озарение мастера и технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном поединке. Таким образом, ката - это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях (кстати говоря, "Сутра помоста шестого патриарха", на которую опирается весь дзэн-буддизм, называется во введении "внезнаковыми предписаниями"). При этом значения "трафарет, шаблон" или "форма" подразумевают не столько следование чисто технической традиции, заложенной мастером, сколько возможность достижения просветления на основе "прецедента". С точки зрения дзэн-буддизма коан, а вместе с ним и ката, выступают как "живое слово", неотделимое от просветленного сознания, при достижении которого снимаются противоречия между субъектом и объектом. Это не обычный логически связанный текст (такой текст в дзэн-буддизме называют "мертвым словом"), в котором передается какая-либо информация. Ката не читают, его переживают. Сущность ката заключается не в получении какой-то информации, а в переводе субъекта (в процессе интуитивного созерцания им этого "живого слова") из обычного состояния сознания в сознание просветленное. Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как носителя просветленного знания и ученика; общения явного или неявного.  Для дилетанта "живое слово" неотличимо от "мертвого". Только если последователь дзэн в процессе его интуитивного созерцания достигает нового, просветленного состояния сознания, слово "оживает". И тогда "текст", или ката, как знаковая структура, фиксирующая определенные субъектно-объектные отношения, перестает для него существовать. Как учил Хуэйнэн, автор "Сутры помоста", 6-й патриарх Чань-буддизма, "о чем бы ни шла речь, не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно говорить; точно также, о чем бы вы ни мыслили, не будет ни того, кто может мыслить, ни того, о чем можно мыслить". В этой идее лежит ключ к пониманию правильной практики ката. Если на начальном этапе обучения ученик загоняется в жесткую структуру движений и ритма, то после достижения просветления эта жесткая структура перестает для него существовать. Исчезают все субъектно-объектные отношения, открываются возможности для полноценного независимого творчества мастера на ином качественном уровне - на уровне просветленного сознания. Важно отметить, что для конкретного индивида далеко не каждое ката пригодно в качестве "средства" (кит. фанбянь) достижения просветления. Оно должно быть строго индивидуализировано в зависимости от личностных особенностей и способностей ученика. Это, с одной стороны, обуславливает принципиальную неисчерпаемость форм, в которых истина может быть выражена, а, с другой, лишний раз подчеркивает роль Учителя в нахождении подходящего "средства". Поэтому в современных школах боевых искусств утвердилась практика "токуй ката" - "ката-конька", которое ученик ощущает "своим". Так как дзэн-буддизм считает критерием истинности достижение личного просветления, что согласуется с постулатом Бодхидхармы о необходимости "прямой передачи вне текстов", то сами эти "тексты" могут изменяться, чтобы соответствовать духу времени. Не зря школу Дзэн называли также "школой патриархов". Поэтому те изменения, которые вносили крупные мастера в ката на протяжении многовековой истории боевых искусств в соответствии со своим пониманием и ощущениями, в дзэн-буддизме отнюдь не рассматриваются как кощунство и уничтожение сакральной сути "формы". Ведь в этой измененной "форме" запечатлена "истинная природа" нового мастера, достигшего просветления. Таким образом, согласно воззрениям древних наставников боевых искусств, ката являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности адепта боевых искусств с целью достижения им просветления, с которым приходит и эффективность в бою.

Разобравшись в том, что же составляет сущность ката, важно разобраться и в том, как читать "послания мастеров". В современной литературе часто встречаются высказывания о том, что при исполнении ката необходимо "визуализировать противников", "представлять реальную схватку". Но, если принять во внимание идею снятия субъектно-объектных отношений, на реализацию которую работает вся система тренинга в дзэн-буддизме (и ката в том числе) эти заявления покажутся совершенно абсурдными. В таком случае правомерен вопрос о "правильной методике" занятий ката. Она наилучшим образом описана в книге одного из крупнейших мастеров школы Сётокай - Эгами Сигэру:  "Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом Вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно - и все. И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая тренировку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают. На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными. Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.  Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом. Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений. Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня. Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Думается, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока в самом деле не упадете наземь. Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки: попробуйте выполнить ката за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро. Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой Ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Необходимо тренироваться до тех пор, пока тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка... Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы". К этим требованиям мастера Эгами присоединяется целый ряд крупнейших мастеров будо. Например, основатель Кёкусинкай - Ояма Масутацу отмечал, что лучше учить одну ката, чем множество, причем стоит повторить ее три тысячи раз - и все вопросы будут сняты, правильное понимание придет само. Думается, что описанная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации. Таким образом ката выступают как типичнейший пример дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь "цветком на обочине дороги".

Каждое ката рассчитано строго на определённую ученическую или мастерскую степень и состоит не только из набора всевозможной техники, но также содержит определённые психофизические и энергетические качества и принципы (земли, воды. огня, воздуха и эфира) для поэтапного развития ученика.

Хейан (мир спокойствия) – все пять комплексов этой серии развивают всю базовую технику каратэ и дают спокойствие и твёрдую уверенность в своих движениях, а также хорошую ориентацию в пространстве.

Тэкки (железный всадник) – хорошо развивает чувство Хара и даёт понимание принципа «трёх волн», умение держать очень низко и прочно центр тяжести, развивает умение работать на близкой дистанции, совершая одновременно блокирующую и атакующую технику.

Бассай (взятие крепости) – развивает сильный боевой дух и потрясающую мощь используемых движений. Развивается состояние бесстрашия и решительности, а бьющая через край сила и убедительность техники не знает границ.

Канку (созерцание небес) – развивает великолепную выносливость и умение молниеносно менять направление движений, чередование силы и скорости с мягкостью и плавностью.

Санчин (песочные часы) – это мощный дыхательно-энергетический комплекс великолепно развивает силу и прочность мышц и сухожилий, устойчивую позицию и умение держать удар, благотворно влияет на все функции организма, а главное, он объединяет дух, волю и тело - в единое целое.

Каждое ката:

1. Начинается и заканчивается поклоном стоя - ритсу-рэй.

2. Начинается и заканчивается строго в определённой точке эмбусэн.

3. Имеет, как правило, два Ки-ай - момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.

4.Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение.

Полное владение ката характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.

2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

3.Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).

4. Постоянное сохранение Дзансин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.

5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.

6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай ката.

7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

Во многом этим объясняется значительная длительность изучения техники для получения мастерских степеней. В клубе это время составляет от 8-ми лет. При аттестации ката играют огромную роль: если на низшие ученические разряды сдаются стойки, передвижения, а также отдельные техники - удары руками, ногами, блоки и т.д., то на высшие ученические разряды и мастерские степени базовая техника - кихон - оценивается по результатам демонстрации нескольких ката. Нет обязательности изучения определенных ката. Учитель определяет какое ката и на каком этапе подготовки будет изучать ученик.

 

виды, направления, стили схема Б.И. история джиу-джитсу наука о Б.И. соревнования правила ката выставки
адреса история клуба галерея (фото видео) аттестация афиша партнёры СМИ
книги, DVD психология медицина магазин словарь право юмор
контакты гостевая форум чат опрос

на главную

Хотите отдохнуть, посмотрите жесткий секс на нашем ресурсе. . cata . Методы лечения эрозии шейки матки - клиника "Аймед" . Продаю полуприцеп маз бу. . Дмитрий, имеется в виду профессиональный ведущий на свадьбу смотрите здесь.
Используются технологии uCoz